Поиск 
Рассылки Subscribe.Ru
подпишитесь на рассылку
Спелеолечение - суперэффект при лечении легких и аллергии
Об единой терминологии
New! Введение в аэровалеологию: Воздушная среда и здоровье человека
Из истории спелеотерапии
Воздушная среда и ее использование
Спелеоклиматотерапия в сильвинитовых камерах
Диссертации
Научные публикации
Общий список литературы
Нормативная документация
Энциклопедия СпелеоМед
Фотогалерея
Авторский коллектив портала
New! Лучшие спелеокамеры России - лечиться нужно здесь!
New! Отзывы врачей и пациентов о Центре спелеомедицины г.Сергиев Посад МО
Теоретические аспекты и механизм действия спелеоклиматотерапии
главная »» Спелеоклиматотерапия в сильвинитовых камерах »» Общие сведения о спелеоклиматотерапии

версия для печати версия для печати

«Врачебное искусство возникло… не как плод теоретических соображений, а, наоборот, о теоретическом обосновании стали думать тогда, когда методы изучения были уже открыты» – писал великий А. Целье.

 Однако, слова знаменитого Макса Борна: «Нет ничего практичнее хорошей теории» как нельзя лучше отражает необходимость теоретических изысканий в медицине, в том числе и в спелеоклиматотерапии (СКТ). Стремление понять суть лечебных воздействий подтверждается постоянными дискуссиями по теории медицины.

Начало применения СКТ в 1989 году в первой в мире сильвинитовой спелеоклиматической камере (СКК), построенной ПО «Сильвинит» с одной стороны выявило высокую эффективность данного метода, а с другой – породило массу проблем как теоретического, так и практического плана.

Бурные события перестройки способствовали тому, что сценарий освоения СКТ независимо от наших желаний и возможностей привел к значительному опережению практического применения СКТ возможностей теоретического их обоснования и осмысления.

Для полного освещения теории влияния немедикаментозных методов воздействия на биосистемы организма человека одной публикации недостаточно. Это связано с необходимостью ознакомления врачей с современными научными теориями, которые являются основой новой парадигмы строения мироздания и позволяют модифицировать ортодоксальный взгляд на медицину.

К сожалению, эти теории не вошли еще в программу освоения фундаментальных знаний в медицинском вузе.

В связи с этим мы осветим лишь определенные аспекты теории СКТ и постараемся ответить на следующие вопросы:

1. Каким пациентам и зачем нужна СКТ?

2. Какие современные фундаментальные теории являются обоснованием механизма влияния СКТ на человека?

3. Каков общий механизм действия СКТ?

4. Почему СКТ показана в «холодный» период болезни?

5. Какие дозы воздействия и лечения необходимы пациенту?

6. Почему мы не наблюдаем 100% эффекта от СКТ?

7. Каковы принципиальные подходы к повышению эффективности СКТ?

1) Несмотря на гигантские успехи современной ортодоксальной медицины основанной на фармакотерапии, по данным ВОЗ обеспечение здоровья и лечение человека официальной медициной и фармакотерапией стоит дорого и зачастую неэффективно.

Врачи, длительно работающие в практическом здравоохранении, из личного опыта могут подтвердить эти выводы высшего экспертного органа, созданного самой ортодоксальной медициной. Особенно эти выводы касаются лечения хронических болезней. Безусловно, подтвердят это и сами пациенты.

Хорошо известно, что в концептуальной основой фармакотерапии является назначение комплекса медикаментов, воздействующих на этиологию, патогенез и развитие болезни на фоне соответствующего режима и диеты.

При острых процессах данная терапия достаточно эффективна и в большинстве случаев помогает справиться больному с патологическим состоянием, подчас спасая ему жизнь. При хронизации процесса основой лечебной тактики считается «поддерживающая» медикаментозная терапия по разработанным схемам при диспансерном наблюдении врачей.

Основная цель – улучшение «качества жизни» пациента. При этом хроническая болезнь a priori считается неизлечимой следовательно такая терапия назначается пожизненно. Эти посылки делают больных навсегда пленниками «поддерживающей» (что поддерживающей?!) терапии.

Обычно жесткость и глубина этого плена со временем усиливаются. В сочетании с дороговизной лекарств, развитием побочных эффектов и осложнений такого лечения, качество жизни больного только ухудшается.

Столкнувшись с этой проблемой на практике еще в 1965 году, мы начали задумываться над правильностью самой концепции необходимости постоянной медикаментозной терапии.

 Продолжительная и достаточно широкая практика позволила прийти к ряду пока еще необщепризнанных выводов:

• не все случаи хронических заболеваний неизлечимы (важно еще решить – что такое излечение от хронической болезни);

• не всегда необходимо применение «поддерживающей» фармакотерапии, а в ряде случаем она вредна;

• достаточно часто нет оснований прибегать к разработанным в ортодоксальной медицине схемам лечения. Практически при всеобщей грамотности и постоянной работе аптек, наличие таких схем не оставляет места для самой врачебной деятельности и достаточно часто больные лечатся сами;

• необходимы новые подходы к лечению ряда хронических заболеваний.

Новое часто является хорошо забытым старым. Хорошо известно «Medicus curat, natura sanat» – «врач лечит, природа излечивает».

При хронических заболеваниях внешние природные факторы должны благотворно воздействовать на человека уже в силу того, что само развитие человека (его филогенез и онтогенез) совершаются под их влиянием.

Нам посчастливилось разрабатывать методы спелеотерапии (СТ) и спелеоклиматотерапии (СКТ). Однако, практика врачевания знает и об успешности применения других, самых разнообразных факторах внешней среды: холода, тепла, лучистой энергии, климата различных зон Земли, микроклимата различных пещер и т.д.

2) Все это происходит потому, что имеются общие закономерности влияния внешних факторов окружающей среды на все уровни биологической системы: субклеточный, клеточный, тканевый, органный, систем органов (анатомический и функциональный) и организма как единой системы.

Эти закономерности важно знать врачу, чтобы понимать суть происходящих изменений в процессе воздействия внешних факторов и уметь управлять ими.

Успешные фундаментальные исследования и разработки теорий о структуре и взаимодействии элементов мира, нашедшие признание в широких научных кругах (многие отмечены нобелевскими премиями), позволяют понять не только теорию внешних воздействий на биосистему, но и ответить на чисто практические вопросы: кому, когда, какие, в каком объеме необходимы немедикаментозные воздействия.

Именно поэтому врач должен ознакомиться с такими фундаментальными достижениями современной науки как: – теория относительности; – квантовая теория; – теория гормезиса; – теория поля, в том числе биополя; – фрактальная геометрия и теория аттракторов; – информатика и биоинформатика; – голография; – кибернетика; – теория хаоса и др.

Даже простое знакомство с их основными идеями позволит врачу многое понять и более осознанно подойти к практике врачевания.

3) Человек в энергетическом плане относится к открытой, (связанной с окружающими), диссипативной, нелинейной, динамической системе. Эффективность функционирования системы зависит от качества связей и ее структуры.

Универсальный показатель качества работы системы – энтропия (качественный показатель беспорядка). Каждая система неизбежно производит энтропию, но саморегулирующаяся система стремится к уменьшению энтропии и увеличению информации внутри себя.

Нелинейная динамическая система в процессе развития может иметь несколько устойчивых состояний, которые называются аттракторами. При этом главной целевой функцией системы является сохранение жизни.

Организм человека в высшей степени упорядоченная саморегулирующаяся биосистема в здоровом состоянии способная удерживать (вне чрезмерных воздействий) константы функционирования в пределах гомеостаза, что является для нее самым выгодным устойчивым состоянием (аттрактором).

При мощном воздействии патогенов наблюдается срыв компенсаторных механизмов в биосистеме, нарушение гомеостаза. Развивается состояние неустойчивости; при котором имеется возможность такого увеличения энтропии – беспорядка, которое грозит системе гибелью.

Наблюдается 3 варианта выхода их этого состояния – (1) острого заболевания и полного выздоровления; (2) смерти и (3) перехода организма на новый уровень устойчивого состояния реагирования и гомеостаза, которые отражают состояние хронической болезни. В этом случае главная целевая функция биологической системы – сохранения жизни достигается, как и при выздоровлении, но на качественно ином уровне.

4) Математическое моделирование данного состояния биосистемы показало, что в силу общих закономерностей функционирования (принципов экономии энергии, минимизации энтропии, максимума получения информации) самостоятельно выйти из этого состояния биосистема не может.

 Медикаментозная «поддерживающая» терапия еще прочнее закрепляет данное состояние организма и является еще одним препятствием, не позволяющим биосистеме перейти через так называемый «энтропийный холм» в поле притяжения аттрактора здорового гомеостаза.

Лишь в период стабилизации хронического заболевания можно и необходимо применить такое внешнее воздействие, которое приведет к накоплению энергии в биосистеме, улучшению саморегуляции, активации адаптационных механизмов «вследствие чего активируются поисковые механизмы» – саногенез.

К сожалению и в этом случае не исчезает полностью возможность повторения заболевания в силу имеющихся в биосистеме генетических дефектов, которые мы не умеем лечить, или действия мощных патогенов, превышающих возможности саморегуляции биосистемы. Только с этих позиций хроническое заболевание можно рассматривать как неизлечимые.

Однако, при «правильном поведении» биосистемы целый ряд хронических болезней неизлечимыми считать нецелесообразно. Тогда становится понятным почему СКТ показана в «холодный», устойчивый период болезни.

5) методы теории фрактальной структурной биосистемы (доказано, что человек развивается согласно ее законов) позволяет смоделировать динамику функционирования ее по простой формуле Z–Z2+C (где Z – исходное состояние системы. Z2+C – состояние системы после изменения ее под влиянием воздействия.

 От характера и величины воздействия на систему зависит, как будет происходить развитие фрактала.
Для нас очень важно знать необходимую величину (дозу) лечебного фактора.

Мы уже знаем, что она должна находиться в пределах гормезисных значений, т.е. в той адекватной для организма зоне, которая через реакцию физиологического стресса завершающегося третьей анаболической фазой (первая анаболическая фаза – удержание прежнего типа реагирования; вторая – катаболическая фаза) с восстановлением исходного состояния, обогащенного новыми резервами, она сопровождается повышением неспецифической (а возможно и специфической) реакции по закону избыточного восстановления.

При оптимальном совпадении характера и дозы внешнего воздействия мы получаем отличный результат лечения, возможность отменить «поддерживающую» фармакотерапию и вернуть пациента к полю притяжения аттрактора здорового гомеостаза, к появлению большей прочности связей в биосистеме (большей ее информативности).

Мы надеемся, что наличие формулы фрактальной структуры развития биосистемы со временем поможет рассчитывать дозу оптимального влияния на организм с учетом его исходного состояния. Вопрос дозирования с наших позиций настолько важен, что целесообразно посвятить этой проблеме особое внимание, что мы и сделаем в следующем разделе, исходя из современных возможностей определения гормезисных значений доз.

6) Из вышеизложенного вытекает ответ на вопрос, почему мы не имеем 100% эффекта при СКТ и особенно 100% отличного эффекта. Наши теоретические посылки и практические исследования не позволяют пока подойти к точному решению (индивидуально для каждого пациента) проблемы – в каком состоянии пациента, какую дозу, как часто, в какое время применить СКТ.

7) Подходы к повышению эффективности СКТ лежат в плоскости теоретических разработок точных механизмов СКТ, особенностей ее воздействия на все уровни организации биологической системы в разных исходных состояниях последней, а также в тщательном анализе случаев высокоэффективного (и неэффективного!) применения СКТ, т.е. в накоплении опыта применения данного вида лечения и оценки его.

наверх
АНОНСЫ
Ученые установили, что новейшая Российская разработка на основе фруктоолигосахаридов – Стимбифид увеличивает содержание полезных бифидобактерий в кишечнике до 10 миллиардов (!) в 1г, что превышает аналогичные показатели при использовании традиционного бифидумбактерина в 10 раз!

New! Отзывы врачей и пациентов о Центре спелеомедицины г.Сергиев Посад МО

Представляем монографию профессора Файнбурга Г.З. "Введение в аэровалеологию: Воздушная среда и здоровье человека"

Фотогалерея спелеоклиматотерапии
speleomed@mail.ru
при копировании материалов с сайта гиперссылка обязательна: speleomed.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования