Аллергические заболевания у детей

версия для печати версия для печати

Эпидемический рост аллергических заболеваний за последние 30-40 лет очевиден. Результаты многочисленных российских и зарубежных эпидемиологических исследований объективно отражают неуклонное увеличение аллергопатологии, особенно у детей.

Распространение астмы у детей и подростков в промышленно развитых странах возросло в 3-4 раза за последние 20 лет (Ильина, 2004).

Развитие аллергии – сложный и многофакторный процесс, зависящий не только от генетической предрасположенности, но и от воздействия пищевых и аэроаллергенов окружающей среды, а так же от ряда неспецифических факторов (курение, загрязнение воздуха, инфекции).

Очевидно, имеет место комплексное воздействие различных факторов окружающей среды на организм человека, их переплетение, потенцирование. Изучение этих механизмов чрезвычайно важно для фундаментальной и прикладной аллергологии, поскольку может дать ключ к эффективной профилактике.
В основе респираторных аллергических заболеваний лежит хроническое персистирующее воспаление слизистой оболочки и подслизистого слоя дыхательных путей, имеющее иммунологическую природу и возникающее в результате генетических предпосылок и сенсибилизации организма.

Гиперреактивность бронхов и связанный с нею синдром бронхиальной обструкции при астме является лишь следствием аллергического воспаления дыхательных путей.

Доказано, что специфические воспалительные изменения бронхиального дерева сохраняются даже на фоне клинического благополучия (Чучалин А.Г., 1997; Балаболкин И.И., 2003).

Следовательно, наиболее рациональным является применение регулярного профилактического лечения, направленного на предупреждение развития симптомов болезни, а не на купирование уже возникшего обострения.

Современный терапевтический подход к репираторным аллергозам основывается на использовании фармакологических средств, способных подавлять хронический воспалительный аллергический процесс.

Продумано и повсеместно внедрено лишь традиционное лечение, которое, безусловно, с учетом патогенеза заболевания, является базисным, но не обеспечивает длительного воздействия на все механизмы патологического процесса (Клячкин Л.М. и др., 1997).

Кроме того, имеет значение рост лекарственной непереносимости, а так же наличие серьезных побочных эффектов у многих препаратов, использующихся для купирования клинических проявлений.

Повреждающее действие городских поллютантов и других загрязнителей воздушной среды на органы дыхания может способствовать подавлению системы местной защиты против вирусных и бактериальных агентов, облегчать проникновение аэроаллергенов через поврежденную слизистую, поддерживая острое и хроническое бронхолегочное воспаление (Зайцева Н.В. и др., 1997).

По данным литературы, в экологически неблагополучных регионах распространенность бронхиальной астмы среди детского населения в 1,8 раз выше (Балаболкин, 1998). Выявлена четкая зависимость между уровнем загрязнения окружающей среды и показателями заболеваемость острой пневмонией, рецидивирующими ларинготрахеитами, бронхитами, хроническими болезнями легких (Мизерницкий, 1994).

В местностях, где экологическая остановка связана с выбросами вредных химических веществ, показатели заболеваемости органов дыхания значительно превышают аналогичные данные в контрольных зонах; частота респираторных заболеваний у детей в промышленных районах выше, чем в сельской местности (Худзик Л.Б., 1995; Гущин И.С., 2002).

Армянскими исследователями выявлена прямая, статистически достоверная, средней силы корреляционная связь между загрязнением атмосферного воздуха г. Еревана и заболеваемостью детей бронхиальной астмой (Акунц В.Б., 2003).

Ковзель Е.Ф. (2003) обнаружил положительную корреляционную связь между концентрацией оксида углерода, оксидов азота и углеводородов, загрязняющих атмосферный воздух с одной стороны и распространенностью астмоподобных симптомов с другой.

В Азербайджане распространенность аллергических заболеваний у детей, проживающих в экологически неблагоприятных условиях, в 1,8 раз превышает те же показатели у детей из экологически благополучной зоны (Эюбова с соавт., 2003).

Полученные данные подтверждают актуальность использования в лечении респираторных аллергозов мероприятий, направленных на улучшение качества воздушной среды, элиминацию аллергенов и других аэрополлютантов и организма ребенка.

Только ли респираторная аллергия требует подобных мероприятий?

Известно, что атопический дерматит является самым распространенным аллергическим заболеванием у детей младшей возрастной группы, составляя до 50-70% в структуре всех аллергических болезней.

За последние годы опубликованы многочисленные исследования, подтверждающие способность кожных аллергенов вызывать системный аллергический ответ с вовлечением верхних и нижних дыхательных путей. Кожная сенсибилизация часто предшествует сенсибилизации респираторной.

 Появилось понятие «атопический марш», которое обозначает естественное развитие атопических проявлений у ребенка по мере его взросления с прогрессированием клинических признаков атопического заболевания от дерматита до аллергического ринита и бронхиальной астмы.

Возникла необходимость поиска средств профилактики распространения аллергического процесса, как лекарственных, так и альтернативных им немедикаментозных.

Альтернативные методы лечения изучаются не только в России, но и в других странах мира. Есть сведения по использованию для лечения аллергической патологии природных и преформированных факторов среды, дыхательной гимнастики, психотерапевтического воздействия, акупунктуры и гомеопатии.

В настоящее время решается проблема определения критериев современной объективной оценки эффективности немедикаментозных методов лечения аллергических болезней. Они имеют право на существование и заслуживают научного обоснования, оценки влияния на больного и связи с принятыми в настоящее время подходами к лечению (GINA, 2002).

Ни один из методов лечения не имеет исключительно самостоятельного значения. Умелое сочетание всех возможных вариантов терапии должно создать больному оптимальные условия для выздоровления, помочь максимально использовать внутренние адаптационные возможности организма, точно и своевременно воздействовать на имеющиеся механизмы патологического процесса.

 
Влияние спелеотерапии и спелеоклиматотерапии на организм человека.

Рассматривая действие спелеотерапии на систему дыхания, было отмечено, что повышенная концентрация углекислого газа в воздухе пещер способствует улучшению легочной вентиляции (Ушверидзе Г.А., 1978).

В соляных копях высокодисперсные аэрозоли солей, проникая в дыхательные пути вплоть до альвеол, приводят к разжижению и удалению мокроты (Тархнишвили И.Д., 1987), усиливают движение ворсинок мерцательного эпителия трахеи и бронхов (Ливанова Л.М., 1993).

При этом, наряду с улучшением бронхиальной проходимости восстанавливается мукоцилиарный клиренс мерцательного эпителия бронхов и кровоток слизистой оболочки дыхательных путей (Абдуллаев А.А., 1993).

Кроме того, химические компоненты соли изменяют электролитный баланс гладкомышечных волокон, что приводит к их релаксации и повышению числа полноценно вентилируемых альвеол. Усиливается вентиляционно-перфузионная функция легких, скорость диффузии кислорода через альвеоло-капиллярный барьер и его утилизация различными тканями организма (Сливко О.Я., 1982; Рычкова М.А., Туев А.В., 1994).

Химически активные атомы и молекулы стимулируют метаболические процессы в эпителии дыхательных путей, вызывают расширение артериол и усиление кровотока в сосудах бронхов и альвеол, активируют репаративные процессы в дыхательных путях. Нормализуются нервно-рефлекторные реакции, снижается гиперреактивность бронхов.

Улучшение функционального состояния органов дыхания приводит к изменению условий гемодинамики в малом круге кровообращения; снижается повышенное давление в системе легочной артерии, улучшается сократительная способность миокарда (Верихова Л.А., 1984).

По данным Чубинского (1965), нормализация гемодинамики малого круга кровообращения сочетается с благоприятным влиянием на мозговую ткань человека пороговых величин аэроионизации, улучшая функционирование коры головного мозга.

В карстовых пещерах вдыхание двуокиси углерода определенной концентрации вызывает отчетливые сдвиги электрической активности коры, так же стабилизируя ее состояние.

Происходит перестройка биохимических процессов. Снижается в крови содержание свободного гистамина, серотонина, ацетилхолина (Симйонка Ю.М., 1989). Усиливаются окислительно-восстановительные реакции в клетках, изменяется тканевое дыхание, белковый и углеводный обмен, усиливаются энергетические процессы (Торохтин М.Д., 1974).

Отсутствие в воздухе инфекционных и неинфекционных аллергенов приводит к эффекту элиминации, способствует снижению сенсибилизации организма и улучшению некоторых показателей иммунитета. В ряде работ указывалось на нормализацию лимфоцитарных популяций, сывороточных иммуноглобулинов классов A, M, G, усиление фагоцитарной активности лейкоцитов (Абдуллаев А.А., 1993; Симйонка Ю.М., 1989; Сливко О.Я., 1982).

Было отмечено снижение общего и специфических иммуноглобулинов класса E, циркулирующих иммунных комплексов, а так же уменьшение интенсивности кожных аллергических реакций (Торохтин М.Ю., 1987; Лемко О.И., 1984).

Основным показанием к спелеолечению являются заболевания органов дыхания вне обострения (бронхиальная астма, поллиноз, хронический обструктивный бронхит, риносинусит), а так же вегето-сосудистые дисфункции, синдром хронической усталости (Торохтин М.Ю., 1987; Рычкова М.А., Туев А.В., 1994; Клячкин Л.М. с соавт., 1997).

Механизмы действия спелеотерапии продолжают изучаться, расширяются показания для лечения. Есть данные о применении этого метода при аллергических заболеваниях кожи, вторичных кардиопатиях у детей, у ожоговых больных, у часто болеющих детей.

Воссоздание лечебных параметров среды в наземных условиях.

Методы спелеоклиматотерапии хороши своей естественностью, но не всегда и не для всех применимы в силу ряда медицинских и социальных причин. Поездки в подземные спелеолечебницы часто были связаны с необходимостью адаптации при смене климатических и временных поясов.

Для лечения под землей существовали ограничения по возрасту. Со временем увеличивалась потребность в использовании этого вида терапии и др. Попыткой разрешения этих проблем стала идея создания специального помещения, воспроизводящего определенные климатические особенности лечебной среды.

Были разработаны разные модели: биотрон, галокамеры и др. Изобретатели сильвинитовой климатической камеры из калийно-магниевых солей отталкивались от практики эксплуатации калийных рудников и спелеостационара в Березниках. Именно такие камеры и стали впоследствии называться спелеоклиматическими.

Моделирование лечебного микроклимата в наземных условиях позволило снять возрастные ограничения, существовавшие для лечения под землей, и начать использование спелеоклиматолечения в педиатрии.

Возможность создавать спелеокамеры в условиях конкретного медицинского учреждения (поликлиники, санатория) сделала этот вид лечения максимально доступным для больных. Нашло свое развитие и профилактическое направление спелеомедицины: появились спелеоклиматические комнаты в детских учреждениях, спелеоклиматический класс в лицее и т.п.

Исследование микроклимата лечебных помещений сильвинитовых спелеокамер показало, что при правильной эксплуатации состояние лечебной воздушной среды поддерживается в определенном диапазоне параметров, способном оказывать лечебное действие.

Конечно, лечение в условиях подземных природных или созданных человеком помещений и в наземной спелеоклиматической камере имеет некоторые отличия. Но, накопленный многолетний опыт применения спелеоклиматотерапии доказывает определенную эффективность в лечении и реабилитации ряда заболеваний и патологических состояний.

В детской практике спелеоклиматические камеры используются с 1992 года (Верихова Л.А. и др., 1994).