версия для печати
Установлено, что выхлопные газы дизельных двигателей способствуют появлению и стимулируют формирование аллергического воспаления в системе дыхания человека.
Хорошо известно, что все двигатели внутреннего сгорания выделяют в атмосферу большое количество выхлопных газов, в составе которых присутствуют: оксид и диоксид углерода, углеводороды, альдегиды, оксиды азота, большое количество иных токсичных веществ, в том числе, канцерогенов (3,4-бензпирен, бензантрацен и др.). Все эти вещества опасны для здоровья человека, поскольку при регулярном попадании с вдыхаемым воздухом, они существенно повышают вероятность возникновения различных заболеваний системы дыхания, ухудшают работу сердца, изменяют состояние стенки сосудов, отрицательно влияют на деятельность головного мозга, способствуют появлению новообразований, в том числе, злокачественных.
Особую опасность таят в себе выхлопные газы в отношении людей, страдающих патологией бронхов и лёгких, в механизме развития которых присутствует аллергический компонент. Прежде всего, это касается хронических обструктивных процессов, хронического бронхита и бронхиальной астмы. Одним их характерных симптомов этих заболеваний является периодическое возникновение приступов удушья (одышки экспираторного или смешанного типа), провоцирующих целый ряд метаболических и функциональных нарушений [1]. Например, у таких больных прослеживаются: существенное снижение насыщения крови кислородом, усиленное накопление двуокиси углерода в тканях, изменение кислотно-щелочных параметров крови, гипоксия всех органов и тканей организма.
Указанные выше приступы, как правило, провоцируются некоторыми видами микроорганизмов, веществами-аллергенами растительного и животного происхождения, а также иными патогенными факторами, содержащимися во вдыхаемом воздухе [2]. К ним, в частности, относятся продукты сгорания топлива в работающих дизельных двигателях автотранспорта, тепловозов железных дорог, тракторов, электрогенераторов и т.д. Известно, что именно эти двигатели являются основным источником загрязнения атмосферного воздуха твёрдыми частицами диаметром менее 2,5 мкм, способными глубоко проникать в ткань лёгких и провоцировать ухудшение функции системы дыхания, особенно у больных бронхиальной астмой. Недавно было выявлено, что в мире ежегодно около 3% случаев нетрудоспособности связаны с загрязнением воздуха такими частицами. Однако детального изучения последствий иммунных реакций, связанных с аллергизирующим действием этих частиц, до настоящего времени не осуществлялось.
Группой учёных из Канады, Швеции и США под руководством Chris Carlsten [3] было проведено сложное клиническое исследование, направленное на определение степени патогенного воздействия содержащихся в выхлопных газах дизельных двигателей твёрдых частиц на систему дыхания и иммунные механизмы человека. Для этого были привлечены добровольцы, предрасположенные к развитию аллергии, которые по специально разработанной методике контактировали с компонентами дизельного выхлопа. Через 2 дня после этого им проводился бронхоскопический лаваж, позволяющий изучать активность аллергического воспаления и сопутствующих ему изменений в стенках нижних дыхательных путей (накопление эозинофилов, продукция специфических цитокинов и т.д.).
В результате проведенного исследования было установлено, что выхлопные газы дизельных двигателей обладают повышенным аллергизирующим потенциалом, поскольку ощутимо повышают содержание эозинофильных гранулоцитов в дыхательных путях человека, а также увеличивают концентрацию интерлейкина-5, иммуноглобулина Е, эозинофильных катионных белков и других медиаторов аллергии. Нашёл также своё подтверждение тот факт, что твёрдые частицы выхлопных газов стимулируют неаллергические воспалительные изменения в стенке бронхов и бронхиол с характерными биохимическими и структурно-функциональными нарушениями.
Таким образом, доказано, что вдыхание выхлопных газов дизельных двигателей значительно повышает вероятность возникновения аллергической патологии системы дыхания. Это следует учитывать, прежде всего, пациентам, предрасположенным к различным формам аллергии, и максимально ограничивать их контакт с выхлопами двигателей во избежание развития бронхиальной астмы, обструктивного бронхита и иных серьёзных заболеваний.
[1] N. Engl. J. Med. 372; 1987-1995 (2015)
[2] N. Engl. J. Med. 373; 2576-2578 (2015)
[3] Thorax. 71: 35-44 (2016)
С.Холин Источник: http://www.scientific.ru
|