Методы интегрирования массовой оздоровительной и образовательной деятельности с помощью спелеоклиматотерапии

версия для печати версия для печати

Напряженный ритм образовательного процесса, свойственный современным условиям стремительно меняющейся жизни, требует особого внимания к целенаправленному массовому оздоровлению детей, укреплению их здоровья, коррекции возникающих отклонений.


Для лицея № 1 спелеоклиматотерапия - часть комплексного подхода к массовому оздоровлению участников образовательного процесса. Его составляющие разнообразны: психологический климат, создаваемый укладом жизни лицея, природная среда соснового бора, в которой расположен лицей, оригинальные технологии проведения занятий по физическому воспитанию и другим предметам.

Действуют программно-целевые здоровьесберегающие проекты, поддержанные органами управления образованием города, области, Приволжского Федерального округа. Массовые оздоровительные технологии, применяемые в комплексе, дают устойчивый, долговременный эффект, синергетически взаимно усиливая друг друга.


Качество здоровья детей начальных классов лицея по данным института экопатологии АМН РФ признано достаточно высоким, а выпускники лицея, обучающиеся в Пермском государственном техническом университете, подвержены заболеваниям в два раза реже, чем остальные студенты.

Особенно эффективен применяемый нами метод спелеоклиматотерапии для детей, подверженных заболеваниям, которые сопровождаются повышенной нервной возбудимостью, психологической сосредоточенностью на своем недуге.

За счет общения детей лечебно-оздоровительная среда спелеоклиматического класса приобретает своеобразные культурологические свойства. В итоге коллективный способ оздоровительных процедур при спелеоклиматотерапии создает благожелательный внешний фон и снимает внутреннее напряжение ребенка, переключая его внимание от болезни и лечебного воздействия к образовательному действию.

Происходит психологическое сглаживание стрессорных моментов болезни; больной ребенок, чувствующий свою «ущербность», обретает внутреннюю силу для противостояния недугу, ибо, участвуя в процедуре оздоровления со здоровыми детьми, он начинает думать, что его состоянию здоровья нужна лишь коррекция, такая же как и профилактическое воздействие на здоровых детей.

Все это ребенок с нарушениями здоровья фиксирует подсознательно, не «драматизируя» свой недуг. Вовлеченность в деятельность переводит концентрацию внимания из сосредоточенности на своем заболевании в сферу межличностного взаимодействия к достижению образовательных целей.

Смена традиционных аудиторных условий обучения на пребывание в сильвинитовом спелеоклиматотерапевтическом классе, имеющем особенный дизайн соляных стен, пола и потолка, усиливает эффект эмоциональной разгрузки.

Для детей младшего возраста «калийная комната» - так для простоты называется в лицее №1 сильвинитовый спелеоклиматотерапевтический класс - это часть пространства сказочного мира и игры, свойственного данному этапу психолого-физиологического развития ребенка.

Пребывание в такой необычной «калийной!» комнате стимулирует образовательную активность и творческий потенциал личности, а интеграция образовательной и оздоровительной деятельности взаимно усиливает их раздельное воздействие на организм и личность ребенка.

Аналогичны по своему интегральному воздействию на организм ребенка и оздоровительные процедуры, использующие натуральные минеральные соляные смеси, содержащие, калийно-магниевые соли Верхнекамского месторождения.

К сожалению, широкому и эффективному применению для массового оздоровления детей в процессе обучения методами спелеоклиматотерапии и применением различных оздоровительных калийно-магниевых солей препятствует отсутствие согласованной политики органов управления образованием и здравоохранения на уровне города и региона по созданию и поддержанию объектов спелеоклиматотерапии в образовательных учреждениях, а также недостаточная пропаганда данной методики в средствах массовой информации.


Сегодня сильвинитовый спелеоклиматотерапевтический класс лицея №1 - уникальный для России (и мира в целом) оздоровительный комплекс используется в основном при дополнительном образовании и в программах летних оздоровительных лагерей.

При этом лицей оказывает спонсорскую помощь по оздоровлению детей другим школам и образовательным учреждениям города, а обучение методикам спелеоклиматотерапии будет включено в программу курсов повышения квалификации преподавателей школ.

Кроме того, «Санаторий выходного дня» для родителей и детей, Интернет-клуб и другие виды дополнительной образовательной деятельности будут включать в себя процедуры спелеоклиматотерапии.