Использование спелеотерапии для лечения гипертонической болезни у пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы

версия для печати версия для печати

Резюме

Изучена возможность применения спелеотерапии в условиях искусственно созданного микроклимата для лечения гипертонической болезни (ГБ) у пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы. Для этих целей использована сильвинитовая спелеокамера.

Обследованы 80 участников ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы 1986 г. (средний возраст - 47,4+3,4года, доза внешнего облучения - 196+34мЗв). Для контроля непосредственных и отсроченных эффектов спелеотерапии использовали данные суточного мониторирования артериального давления (АД), электрокардиографии (ЭКГ) с анализом вариабельности процессов реполяризации, эхокардиографии, нагрузочных проб.

После курса спелео терапии наблюдали снижение АД, уменьшение индекса нагрузки давлением для систолического АД с 86% до 0, диастолического АД - с 86 до 17%, смену монотонного типа кривой суточного профиля АД на двухфазный с ночным снижением АД на 12%.

Изменения вариабельности процессов реполяризации были характерны для снижения риска возникновения аритмических осложнений. При исходно сниженной фракции выброса вариабельность возрастала до 50% и более. Отмечено уменьшение частоты и тяжести метеопатических реакций.

Закономерно возрастала мощность пороговой нагрузки. Эффективность спелеотерапии у больных с мягкой формой Г Б достигала 95%.


ВВЕДЕНИЕ

У значительной части населения Украины, по страдавшего вследствие Чернобыльской катастрофы, выявлена широкая распространенность гипертонической болезни (ГБ). Частота возникновения ее к концу первого десятилетия после катастрофы достигла 1731 случай на 10 000 пострадавших.

В основном это мягкая форма артериальной гипертензии (АГ)с систолическим артериальным давлени ем (САД) 140-179 мм рт. ст. и диастолическим (ДАД) - 90-104 мм рт. ст.

По данным проспективных исследований (Salcedo Е.Е.еt а1., 1990) из числа всех пациентов с АГ, умерших от ишемической болезни сердца, у 61,8% была АГ мягкой формы и лишь у 7,2% отмечали артериальное давление (АД) выше 180 мм рт. ст.

В этой связи решение вопроса о начале лечения больных с АГ в последние годы пересматривают. Не вызывает сомнения, что решение его зависит не только от уровня САД и ДАД, но и от степени общего риска.

Тем не менее, АД выше 140/90 мм рт. ст. считают показанием к лечению больных с преимущественным использованием при пограничной и мягкой формах АГ немедикаментозных средств.

Несмотря на то что физиотерапевтические методы лечения больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями интенсивно разрабатывали, создание новых технологий с использованием природных и преформированных физических факторов остается актуальной проблемой (Лобода М.В., Фисен-ко Л.И., 1998).

Особого внимания заслуживает расширение возможностей применения спелеотерапии. Микроклимат соляных шахт, карстовых пещер с лечебной целью стали использовать сравнительно недавно, в основном при хронических неспецифических заболеваниях легких (Межебовский В.Р., ШеинаА.И., 1994).

При анализе изменений, наблюдаемых у этих больных, было установлено, что спелеофакторы оказывают воздействие не только на функцию дыхания. Известны отдельные сообщения о применении микроклимата карстовых пещер для лечения больных с ГБ (Павлиашвили И.С, Джугели М.С., 1982).

Наблюдения за горнорабочими калийных (сильвинитовых) рудников Соли горского бассейна показали, что ГБ встречается лишь у 0,4% из них (Богданович А.С., 1985). Течение ее характеризуется более длительными ремиссиями и менее выраженным нарушением трудоспособности.

Эти данные явились основанием для исследования возможности использования микроклимата калийных рудников для лечения больных с ГБ. Сложность создания реальных клинических условий в естественных пещерах и шахтах, обеспечения безопасности их использования, территориальная отдаленность определили необходимость создания искусственных спелеокамер.

Описан опыт применения климата искусственной сильвинитовой камеры для лечения детей с респираторными аллергозами (Верикова Л.А., Малявин А.Г., 1994).

Возможность применения спелеотерапии для ле чения ГБ у пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы до настоящего времени не изучали. В этой связи было предпринято данное исследование.


ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для спелеотерапии использовали сильвинитовую спелеокамеру. Специфическую среду в камере создавали с помощью сильвинитовых блоков из рудников Соли горского бассейна.

Основными параметрами микроклимата были: температура воздуха +21-24 °С; концентрация аэрозоля солей калия и натрия - 0,2-3,5 мг/см3, в том числе хлорида натрия - 77%, хлорида калия - 23%; количество частиц размером 0,5-3 мкм - 72-80%; скорость движения воздуха - 0,1-0,2 м/с; мощность экспозиционной дозы - не выше 25-30 мкР/ч.

В исследование включены 80 участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (ЧАЭС) 1986 г. с установленным диагнозом ГБ. Возраст наблюдаемых - 40-59 лет, в среднем - 47,4+ 3,4 года.

Доза внешнего облучения у 89,9% из них превышала 50 мЗв и в среднем составила 196+ 34 мЗв. Активность радиоактивного цезия в организме на момент обследования колебалась в пределах от 1 до 56 нКи, в среднем -14+4,9 нКи. У всех больных была мягкая форма АГ. Уровень САД составлял 140- 180 мм рт. ст., ДАД - 90- 105 мм рт. ст.

Спелеотерапию проводили с 9 до 12 ч - в период, характеризующийся для больных ГБ пиком дневного повышения АД. Исходную длительность процедур спелеотерапии 30 мин постепенно увеличивали до 60 мин. Курс - 20 процедур. Исследования осуществляли в контрольный период, после 1, 5-й и 20-й спелеопроцедуры.

Использовали стандартизированную систему контроля: анализ радиационного воздействия, факторов риска, физические методы исследования, суточное мониторирование АД, электрокардиографическое и эхокардиографическое исследования, велоэргометрия, контроль качества жизни, учет метеопатических реакций.

Суточное мониторирование АД осуществляли с помощью аппарата И К-102 фирмы Шиллер (Швейцария). Анализировали средние значения САД, ДАД и среднего АД за сутки, день, ночь, индекс времени гипертензии, определяли суточный профиль АД, вариабельность его в разные периоды суток, величину и скорость утреннего повышения.

Электрокардиограмму (ЭКГ) регистрировали в 12 стандартных отведениях на электрокардиографе "Cardiovit АТ-10" фирмы "Шиллер" (Швейцария). Учитывали вариабельность частоты сокращений сердца (ЧСС), среднее квадратическое отклонение (СКО), коэффициент вариации (CV), дисперсию интервала Q- T(Q- Td), продолжительность корригированного максимального и минимального интервалов Q- T(Q- Тс max и Q- Тс min) и разницу между ними (Q-Tcd).

Эхокардиографическое исследование проводили на аппарате "САЛ 77А" фирмы "Тошиба". Использовали режимы сканирования "М+В" и "М".

Определяли конечный систолический (КСР) и конечный диастолический (КД Р) размеры левого желудочка, толщину его задней стенки в период систолы (ТМс) и диастолы (ТМд), толщину межжелудочковой перегородки в период систолы (ТМЖПс) и диастолы (ТМЖПд), размер левого предсердия (ЛП), автоматически рассчитывали конечный систолический (КСО) и конечный диастолический (КДО) объемы левого желудочка, фракцию выброса (ФВ).

Вычисляли массу миокарда (ММ) и отношение ММ к площади поверхности тела (ИММ). Для определения рестриктивного компонента сокращения рассчитывали соотношение Л П/КДР.

Велоэргометрическое исследование осуществляли по методу непрерывной ступенчато возрастающей нагрузки. Начальную нагрузку мощностью 50 Вт каждые 4 мин увеличивали на 25 Вт до достижения субмаксимальной ЧСС либо появления признаков непереносимости нагрузки.

Статистическую обработку результатов проводили с помощью компьютера IBM Pentium 166, программы "Excel 5.0" с использованием стандартных методик вариационной статистики.


РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По результатам исследований непосредственно после 1-й процедуры спелеотерапии негативных изменений самочувствия у больных не наблюдалось. У 64,8% пациентов с ГБ I стадии отмечено уменьшение интенсивности головной боли.

При ГБ II стадии уменьшение интенсивности головной боли отмечено у 42,8% пациентов, боли в области сердца - у 14,3%. У такого же процента больных уменьшилась общая слабость. У отдельных пациентов к концу процедуры зарегистрировано появление легкого головокружения, которое исчезало в течение 10 мин.

У 7,1% из них отмечено появление давящей боли в области сердца, которая не сопровождалась изменениями на ЭКГ и прошла через 30 мин после процедуры.

При ГБ I стадии САД снизилось на 8%, ДАД - на 13%, при ГБ II стадии - соответственно на 15 и 10%. ЧСС после процедуры составила в среднем 73,4+2,3 в 1 мин при исходной 78,1 + 1,9 в 1 мин. Изменений на ЭКГ, характерных для ишемии миокарда, после 1-й процедуры не выявлено.

После 5-й процедуры все пострадавшие с ГБ I стадии отметили уменьшение или исчезновение головной боли. Частота изменений самочувствия у больных с ГБ II стадии сохранялась на уровне 1-го исследования.

Снижение САД при ГБ I стадии в среднем составило 6,4%, ДАД - 9,6%. Соответствующие данные при ГБ II стадии были 11 и 13,7%. У 5% пациентов изменения по отношению к исходному уровню были более значимыми и составили для САД - 27%, ДАД - 25%. Не отмечено снижения АД у 2,5% пострадавших.

Анализ изменений ЭКГ показал, что достоверно увеличилась на 106 мс продолжительность интервала R-R. При этом продолжительность интервала Q-Т осталась неизменной. Несоответствие продолжительности и нтервала Q-T к должному для данного интервала R-R, исходно установленное в 66,7% случаев, уменьшилось до 16,5%.

Соотношение продолжительности интервалов R-R и Q-T, составлявшее 43,3+1,4%, уменьшилось до 38,9+1,7%, вариабельность R-R возросла с 36 до 40 мс при неизмененной вариабельности Q-T.

Изменения конечной части желудочкового комплекса, такие, как изоэлектричный или отрицательный зубец Т, высокий заостренный зубец T в левых грудных отведениях, выявленные до процедуры соответственно в 16 и 33,3% случаев, после нее сохранились.

После курса спелеотерапии у большинства пострадавших с ГБ установлены позитивные изменения. Головная боль исчезла или уменьшилась у 57,1% пациентов. Примерно такие же показатели воздействия спелеотерапии отмечены и в отношении боли в области сердца.

Улучшение общего самочувствия закономерно сопровождалось снижением АД. У пострадавших с ГБ I стадии среднесуточное САД снизилось в среднем на 9%, ДАД - на 17%, с ГБП стадии соответственно на 6 и 16%. Наиболее значительными при ГБ I стадии были изменения максимального АД. Так, снижение максимального САД составило 22%, ДАД - 25%. При ГБ II стадии - соответственно - 5 и 3%.

Снижение базальных САД и ДАД было менее значимым. При ГБ I стадии различия составили 4%, при ГБ II стадии - 5%. Результаты этих исследований согласуются с данными, полученными при проведении спелеотерапии в Новоафонской карстовой пещере (Тархнишвили И.Д., Дане-лия З.И., 1980).

Установлено изменение суточного профиля АД (рисунок). Так, снижение среднего САД составило 18,8%, минимального -22,2%, максимального - 23,4%; ДАД - соответственно 22,18,4 и 29%. Дисперсия САД после лечения уменьшилась на 25,6%, ДАД - на 47,5%.

Наступила нормализация САД в ночное время суток. Повышение ДАД в этот период после лечения не превысило 91 мм рт.ст. Индекс нагрузки давлением уменьшился для САД с 86% до 0, ДАД - с 86 до 17%. В дневное время суток изменения были менее выраженными. Однако САД после лечения не превышало 160 мм рт. ст., ДАД - 94 мм рт. ст.

Индекс нагрузки давлением уменьшился для САД с 78 до 31 %, для ДАД - с 89 до 25%. Монотонный тип кривой суточного профиля АД изменился после лечения на двухфазный с ночным снижением АДдо 12%. Как известно, суточный профиль АД со снижением в ночное время сочетается с наименьшим риском возникновения сосудистых осложнений и наиболее благоприятным влиянием на гипертрофию миокарда (Mancia G., 1995).

Параллельно наблюдались позитивные изменения на ЭКГ. Результаты анализа продолжительности интервалов R-R и Q- Т (табл. 1) показали, что после курса спелеотерапии С КО интервала R-R увеличилось на 14,4 мс; СКО интервалов Q-Т и Q-Td не изменились. Продолжительность интервала Q-T при этом уменьшилась на 41,9 мс (р < 0,05).

При сопоставлении продолжительности интервала Q-Т с корригированным для данного R-R выявлено, что до курса лечения он превышал корригированный в среднем на 16%, после - на 5,8%. Таким образом, после курса спелеотерапии увеличилось соответствие между продолжительностью интервалов R-R и Q-T.

Учитывая, что снижение вариабельности R-R менее 50 мс является неблагоприятным прогностическим признаком развития аритмий (Потапова Н.П. и соавт., 1997), повышение ее после курса спелеотерапии можно расценивать как положительный эффект лечения.

В связи с тем что интервал Q-Т отражает процессы восстановления миокарда во времени, сочетание увеличенной дисперсии с его удлинением также может служить маркером аритмогенности.

В соответствии с данными ряда авторов (Trusz-Gluza M. et al., 1996), установленные изменения дисперсии интервала Q-T, его продолжительности, соответствия корригированным для данного R-R значениям после курса спелеотерапии можно рассматривать как позитивные в отношении снижения риска аритмических осложнений.

После курса лечения уменьшилась частота увеличения зубца T при ГБ I стадии с 8 до 1%, при ГБ II стадии с 45 до 18%, изоэлектричного или отрицательного зубца Т- соответственно с 10 до 6% и с 12 до 7%. При ГБ II стадии исчезло смещение сегмента ST, зарегистрированное до лечения у 4% больных. Частота экстрасистолической аритмии I-II степени по Lown снизилась с 4 до 2%.

Таблица 1.


Изменения вариабельности процессов реполяризации у пациентов с мягкой формой ГБ,
пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы (М±n)

Показатель До лечения После лечения Различия, р
R-R среднее, мс 892,7+7,2 906,3+3,9 р>0,05
R-R max, мс 941 +41,3 952+62,0 р>0,05
R-R min, мс 872+48,2 834+68,5 р>0,05
СКО, мс (норма > 50 мс) 21,3+3,0 35,7+5,0 р>0,05
CV, % 48,2+13,4 29,3+9,9 р>0,05
Q-T среднее, мс 416,1+2,4 374,2+2,4 р<0,05
О-Гтах, мс 440+4,8 400+4,9 р<0,05
O-fmin, мс 400+4,1 360+4,7 р<0,05
СКО.мс 13,2+3,2 13,0+2,3 р>0,05
CV, % 23,2+3,0 23,0+0,9 р>0,05
Q-Td мс (норма < 45 мс) 40+4,3 40+4,9 р>0,05
Q-Tc среднее, мс 349,6+1,3 352,2+2,3 р>0,05
Q-Tc max, мс 358,9+3,1 361,0+1,2 р>0,05
Q-Tc min, мс 345,5+9,7 337,8+19,3 р>0,05
Q-Tcd, мс 13,4+5,5 23,2+8,3 р>0,05


Сопоставление данных эхокардиографического исследования до и после лечения (табл. 2) показало, что уровень гипертрофии левого желудочка, ММ, размер ЛП не изменились.

При исходно неизмененных показателях различия КДО левого желудочка сердца до и после курса спелеотерапии составили не более 2%, КСО - 3%, ФВ - 1,8%. У 50% пациентов с ГБ II стадии, у которых до лечения ФВ была менее 50%, после лечения она возросла до 50% и более.

Соотношение ЛП/КДР у больных несущественно отличалось от данных у здоровых лиц и после курса спелеотерапии не изменялось.

Закономерно уменьшались частота и выраженность метеопатических реакций. У пациентов с ГБ I стадии частота метеопатических реакций снизилась на 30%, с ГБ II стадии - на 5%.

После курса спелеотерапии зарегистрировано увеличение пороговой мощности физической нагрузки при ГБ I стадии в среднем на 16%, при ГБ II стадии на 21%. Повышение САД на высоте нагрузки коррелировало с увеличением пороговой мощности.

Отмечено также более экономичное обеспечение физической нагрузки. Существенно снизился индекс энергетических затрат, что свидетельствовало о снижении расхода энергии на единицу выполненной работы.

Большинство больных (92%) считали использование спелеотерапии эффективным, у 89% из них улучшилось качество жизни.


ВЫВОДЫ

Результаты проведенных исследований свидетельствуют о достаточно высокой эффективности спелеотерапии у пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы с ГБ I стадии.

Спелеотерапия в условиях искусственно созданного микроклимата может быть использована в качестве самостоятельного немедикаментозного лечения пострадавших с мягкой формой АГ и в сочетании с гипотензивными средствами.

На основании анализа данных литературы и нашего опыта можно заключить, что непременными условиями использования спелеокамеры являются: расположение ее в экологически чистой зоне; площадь не менее 30 м2; стабильность микроклимата; соблюдение условий, обеспечивающих отсутствие болезнетворных бактерий и аллергенов; создание необходимого режима мелкодисперсного аэрозоля соли и микроэлементов в воздухе спелеокамеры; мощность экспозиционной дозы - не выше 25-30 мкР/ч.

Таблица 2.


Изменения эхо кардиографических показателей при спелеотерапии
у пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы с ГБ (М+m)

Показатель ГБ I стадии (n=10) ГБ II стадии (n=12) Здоровые Различия, р
A B A1 B1 C
ТМд, мм
<11
1-й уровень
2-й уровень
11,8+0,5
5
3
2
11,8+0,5
5
3
2
12,8+0,3
-
8
4
12,8+0,3
-
8
4
10,3+0,5 А-В>0,05
А1-В1>0,05
В,В1-С<0,05
ТМЖПд
<11
1-й уровень
2-й уровень
11,6+0,37
6
4
-
11,4+0,26
6
4
-
13,0+0,4
-
8
4
12,8+0,6
-
8
4
10,7+0,5 А-В>0,05
А1-В1>0,05
В1-С<0,05
КСО,мл
35-50
>50
46,9+2,3
8
2
45,9+2,7
8
2
60,1+5,9
8
4
58,3+8,5
10
2
34,4+1,9 А-В>0,05
А1-В1>0,05
В,В1-С<0,05
КДО,мл
108-140
>140
131,8+3,8
9
1
133,3+4,3
9
1
135,0+3,8
8
4
138,2+4,3
8
4
122+1,9 А-В>0,05
А1-В1>0,05
В,В1-С<0,05
ФВ
>70
55-69
<50
63,1 +2,1
-
10
-
63,7+2,1
1
9
-
56,7+3,7
-
10
2
57,5+3,7
-
11
1
67,0+1,6 А-В>0,05
А1-В1>0,05
В1-С<0,05
ЛП, мм
30-39
>40
26,6+0,8
10
-
26,8+0,7
10
-
28,2+0,8
12
-
28,4+0,7
12
-
30,0+1,2 А-В>0,05
А1-В1>0,05
В1-С>0,05
КДР, мм 52,5+0,61 52,0+0,87 52,2+1,9 53,2+1,3 51,6+0,19 А-В>0,05
А1-В1>0,05
В1-С>0,05
ЛП/КДР 6,3+0,5 6,2+0,5 6,8+0,4 6,7+0,37 5,8+1,2 А-В>0,05
А1-В1>0,05
В1-С>0,05
ММ, г 289,0+3,4 288,3+4,4 367,4+5,1 367,5+9,3 148+2,8 А-В>0,05
А1-В1>0,05
В,В1-С<0,05
ИММ,г/м2 158,8+3,3 158,4+2,5 201,8+5,2 201,9+5,2 135,0+2,6 А-В>0,05
А1-В1>0,05
В,В1-С<0,05
Примечание. А - исходные данные; В - после лечения; С - здоровые.


При соблюдении указанных условий применение спелеотерапии возможно в лечебных учереждениях любого профиля.

Эффективность спелеотерапии у больных с мягкой формой ГБ достигает 95%.