Изменение показателей функции внешнего дыхания у детей с бронхиальной астмой в процессе физической реабилитации

версия для печати версия для печати

Введение. Повсеместный рост бронхиальной астмы (БА) у детей, регистрируемый мировой статистикой, диктует необходимость более интенсивного изучения этой проблемы в различных аспектах.

В настоящее время широко используются средства и формы физической реабилитации (ФР) в лечении и профилактике детей, страдающих бронхиальной астмой.

Очень часто происходит недооценка немедикаментозных средств и форм, забывают, что положительный эффект наступает не сразу, а через длительный срок, и что подчас требуются повторные курсы, для осуществления чего необходимы значительные усилия больного и его родителей.

Поэтому неслучайно в Национальной программе "Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика" (Москва, 1997) написано, что: "Лечебная физкультура для больных бронхиальной астмой должна стать частью повседневной жизни".

Средства и формы физической реабилитации составляют важную и необходимую часть в комплексной терапии бронхиальной астмы, способствуют уменьшению бронхообструктивного синдрома, улучшению состояния сердечно-сосудистой системы, повышают толерантность к физическим нагрузкам.

Цель работы: разработать программу восстановительного лечения детей с бронхиальной астмой средствами и формами физической реабилитации.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи исследования:

1. Разработать специальные упражнения и методику подвижных игр для восстановления детей с бронхиальной астмой.

2. Изучить эффективность воздействия разработанной программы восстановительного лечения детей с бронхиальной астмой средствами и формами физической реабилитации.

Предмет исследования: средства и формы физической реабилитации детей с бронхиальной астмой.

Объект исследования: дети младшего школьного возраста, болеющие бронхиальной астмой.

Рабочая гипотеза. В лечении детей, больных БА, с первых лет заболевания необходимо широко использовать средства и формы физической реабилитации, применение которых может существенно улучшить прогноз заболевания.

Практическая значимость работы заключается в том, что нами была разработана и применена программа восстановительного лечения детей младшего школьного возраста с бронхиальной астмой, используя средства и формы физической реабилитации.

Характеристика наблюдаемых детей и методы исследования. Под нашим наблюдением находились 80 детей, болеющих бронхиальной астмой. Экспериментальная группа, состоящая из 20 человек, занималась по разработанной программе восстановительного лечения средствами и формами физической реабилитации в течение года.

Для оценки эффективности применяемой программы физической реабилитации нами применялись следующие методы исследования: визуальные наблюдения, пульсометрия, пикфлоуметрия, спирометрия.
Визуальные наблюдения и исследования сердечно-сосудистой системы (пульсометрия) проводились непосредственно на занятиях лечебной гимнастикой.

Для исследования функции внешнего дыхания (ФВД) мы использовали- пикфлоуметрию и спирометрию. Исследование пиковой скорости выдоха (ПСВ) проводились у больных 2 раза: до и после занятия лечебной гимнастикой.

Спирометрия выполнялась больными 3 раза: до курса реабилитации, в середине и после прохождения курса реабилитации при выполнении больным "Спиро Теста РС".

Наибольший интерес для нас представляли следующие показатели ФВД:

1) ОФВ1- секундный объем форсированного выдоха [в литрах], является наиболее демонстративным при бронхиальной обструкции.

2) МОС25, МОС50, МОС75- максимальная объемная скорость на уровне 25, 50, 75% форсированного выдоха [литров в секунду], характеризует изменения на уровне крупных, средних и мелких бронхов.

Методика. На базе Центра восстановительного лечения детей с бронхолегочной патологией нами была апробирована разработанная программа восстановительного лечения детей с бронхиальной астмой, включающая следующие средства и формы физической реабилитации (см. табл.1).

Таблица 1

Программа восстановительного лечения детей с бронхиальной астмой

Средства и формы физической реабилитации: Я. Ф. М. А. М. И. И. А. С. О. Н. Д.
1. Спелеотерапия * *
2. Занятия лечебной гимнастикой * *
3. Самостоятельно выполняемые индивидуальные задания * * * * * * * *

*

*

*

*

4. Дозированная ходьба * * * * * * * * * * * *
5. Лечебный массаж * *
6.Фитотерапия * *



Примечание: столбцы (я.-д.)- месяцы годового цикла реабилитации.

Курсы спелеотерапии, лечебной гимнастики, лечебного массажа и фитотерапии назначались больным весной и осенью для профилактики сезонных обострений.

Самостоятельно выполняемые индивидуальные задания и дозированная ходьба проводились больными ежемесячно.

Основной формой ФР являлось занятие лечебной гимнастикой. В котором применялись: общеразвивающие упражнения (ОРУ), специальные физические упражнения, подвижные игры специальной направленности.

1. ОРУ были направлены на то, чтобы вызвать общую реакцию и обеспечить нарастающую тренировку организма (ходьба, бег, приседания, прыжки, подскоки).

2. Специальные физические упражнения применялись для воспитания правильного дыхания и тренировки выдоха (динамические ДУ с удлиненным выдохом, ДУ с произношением звуков, диафрагмальное дыхание, дренажные упражнения, упражнения в расслаблении).

3. Подвижные игры специальной направленности для детей с БА мы делим на 5 групп: с элементами коррекции дыхания, с элементами дренирования бронхов, с использованием элементов спорта, с элементами коррекции осанки, с элементами расслабления.

При назначении подвижных игр специальной направленности детям с БА мы учитывали: возраст, индивидуальные особенности ребенка, специфику заболевания.

Анализ полученных данных и их обсуждение. По данным пульсометрии толерантность к физическим нагрузкам увеличилась.

Проведение пикфлоуметрии показало, что благодаря срочному эффекту от занятий лечебной гимнастикой, наблюдалось улучшение ПСВ. У 16 пациентов ПСВ составила >90% от должного (норма), у 4 больных уровень ПСВ был >80 % от должного (умеренное нарушение).

Выводы.

1. Нами была разработана и применена программа восстановительного лечения детей с бронхиальной астмой, которая включала в себя следующие средства и формы: спелеотерапию, занятия лечебной гимнастикой, самостоятельно выполняемые индивидуальные задания, дозированную ходьбу, лечебный массаж и фитотерапию.

2. У всех пациентов отмечено улучшение общего самочувствия и увеличение основных показателей ФВД. Разработанная программа восстановительного лечения обеспечила клиническое улучшение больных: ремиссия была достигнута у 15 пациентов в срок до 6 месяцев, у 5 больных приступы стали носить эпизодический характер и протекать в более сглаженной форме.

Литература

1. Горбенко П.П., Страшнова О.В. Галотерапия в профилактике и лечении больных бронхиальной астмой.// Пульмонология, 1993, №2, с.61-65

2. Захарова Л.С., Иванова Н.Л. Комплексная реабилитация детей младшего школьного возраста с бронхиальной астмой средствами физической культуры специальной направленности.// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1998, №2, с.53- 55

3. Захарова Л.С., Иванова Н.Л. К вопросу о физической реабилитации детей младшего школьного возраста с бронхиальной астмой на тренировочном этапе. Тезисы докладов VII Международной научно-практической конференции "Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей". - Смоленск: СГМА, 1998.- с.107-108

4. Кокосов А.Н., Черемнов В.C. Астматический бронхит и бронхиальная астма. Физическая и медицинская реабилитация больных. - Минск: Беларусь, 1995.- 185c.

5. Национальная программа "Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика". Москва, 1997.- 93с.

6. Соколов С.Я., Замотаев И.П. Справочник по лекарственным растениям. 2-е издание, стереотипное. - Москва: Медицина, 1988.- 464с.