Реабилитация детей, больных бронхиальной астмой

версия для печати версия для печати

Бронхиальная астма относится к числу хронических заболеваний легких, требующих постоянного контроля за состоянием больного ребенка и проведения реабилитационных мероприятий после купирования острого периода болезни.

Реабилитация детей, больных бронхиальной астмой, составляет комплекс мер, направленных на предупреждение развития обострения заболевания, и является неотъемлемой частью терапии.

Программа восстановительного лечения должна разрабатываться с учетом всех особенностей течения болезни у конкретного пациента. Основная цель сводится к улучшению качества жизни пациента путем удлинения ремиссии заболевания и восстановления функциональной активности органов и систем, обеспечивающих нормальное развитие ребенка.

Выполнение поставленной задачи возможно путем реализации комплекса лечебно-восстановительных мероприятий, включающих в себя элиминацию причинно-значимых аллергенов, организацию режима питания больного ребенка, занятия лечебной и дыхательной гимнастикой, проведение курсов лечебного массажа, психо- и физиотерапевтическое воздействие, климатолечение.

Длительной ремиссии заболевания нередко удается достичь путем устранения из среды обитания ребенка причинно-значимых аллергенов. Смена места жительства, проведение ремонтных работ в квартире, прекращение контакта больного с животными и растениями приводит к улучшению состояния и предупреждению обострения бронхиальной астмы.

Важное значение имеет диетическая коррекция, предусматривающая элиминацию пищевых продуктов, этиологически значимых в развитии заболевания, применение полноценного сбалансированного питания с учетом физиологических потребностей ребенка. Показано также применение витаминов группы В: пантотената кальция и пиридоксина гидрохлорида.

Существенным фактором оздоровительного воздействия на организм ребенка являются средства физической культуры специальной направленности.

Следует отметить, что в процессе физической реабилитации поддержание ремиссии заболевания происходит за счет восстановления компенсаторных способностей организма. Регулярные занятия лечебной гимнастикой позволяют улучшить и нормализовать бронхиальную проходимость, повысить толерантность к физическим нагрузкам, улучшить эвакуаторную функцию бронхиального дерева, нормализовать функцию внешнего дыхания, обучить ребенка управлению собственным дыханием.

Подвижные игры на свежем воздухе, применение элементов закаливания, статических и динамических физических упражнений способствуют снижению частоты развития посленагрузочного бронхоспазма, заболеваний острыми респираторными вирусными инфекциями, способными вызывать обострения бронхиальной астмы.

Работу в группах совмещают с самостоятельно выполняемыми дыхательными упражнениями с произнесением звуков, удлиненным выдохом, диафрагмальным дыханием, дренажными упражнениями и упражнениями в расслаблении.

Регулярное выполнение этих упражнений способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличивает подвижность грудной клетки и улучшает работу мукоцилиарного аппарата. Используя различные методики тренировки дыхания, удается повысить устойчивость к гипоксическим и гиперкапническим воздействиям.

Методики включают в себя гиповентиляционные упражнения, дыхание через сопротивление, медленный удлиненный вдох, пассивный выдох, абдоминальное дыхание. При помощи респираторной терапии ребенок овладевает максимально расслабленным дыханием в различных позах и при физической нагрузке, перенося полученные навыки в повседневную жизнь [1,2].

Для определенной группы больных, при легком и среднетяжелом течении бронхиальной астмы, хороший эффект может быть достигнут занятиями некоторыми видами спорта: бег, плавание, спортивная ходьба, лыжи, гимнастика. Для лучшей переносимости физической нагрузки перед тренировками рекомендуется проведение ингаляции ß2-агонистов.

Иногда могут быть рекомендованы занятия в музыкальной школе по классу духовых музыкальных инструментов. Имеются сообщения о достижениях хороших результатов у детей, занимающихся танцами [3,4].

В комплексе реабилитационных мероприятий широко используют лечебный массаж, способствующий посредством воздействия на механорецепторы кожи и стимуляции симпатической вегетативной нервной системы мобилизации защитно-приспособительных реакций со стороны сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, а также улучшению кровоснабжения тканей и облегчению отхождения мокроты.

Курс лечения классическим массажем обычно состоит из 10–12 процедур. Простота выполнения вибрационного массажа и хорошая переносимость его детьми позволяют использовать этот вид лечения на любом этапе медицинской реабилитации детей с бронхиальной астмой [1,5,6].

В современной педиатрии широкое распространение получили методы интервальной гипоксической тренировки у больных бронхиальной астмой с использованием аппаратов гипоксикаторов, позволяющих создавать необходимую пониженную концентрацию кислорода во вдыхаемой газовой смеси (до 11–12%).

Курсы дозированной гипоксии позволяют осуществлять комплексную тренировку различных функциональных систем организма ребенка за счет «перекрестной адаптации», которая происходит без стресса и, соответственно, без больших энергетических затрат.

При этом мобилизуется специфическая функциональная система организма ребенка, ответственная за транспорт и утилизацию кислорода [1].

В последние годы накоплен большой опыт по применению отдельных видов физиотерапевтического лечения.

В комплексной терапии бронхиальной астмы применяют синусоидальные модулированные токи по методу электросна, лазеротерапию, интерференционные токи, электромагнитные колебания сверхвысокой частоты сантиметрового и дециметрового диапазона (СМВ и ДМВ), обладающие выраженным противовоспалительным действием.

Показано, что низкоинтенсивное лазерное излучение инфракрасного диапазона оказывает бронхорасширяющее действие, улучшает легочный кровоток, восстанавливает процесс перекисного окисления липидов, влияет на иммунологические показатели [7].

Отмечено положительное влияние на течение бронхиальной астмы иглорефлексотерапии, оказывающей нормализующее действие на физическое развитие, состояние эндокринной системы, функцию коры надпочечников.

В систему реабилитации детей, больных бронхиальной астмой, входит также санаторно-курортное лечение. При проведении реабилитации в санаторно-курортных условиях учитывают тяжесть течения заболевания, характер обнаруживаемой у больных сенсибилизации и возможность переезда ребенка из одной климатической зоны в другую.

Существуют специализированные санатории пульмонологического профиля, расположенные на юге Российской Федерации (Анапа, санатории в горно-климатических зонах Северного Кавказа), и местные санатории для детей с неспецифическими воспалительными заболеваниями органов дыхания.

Санаторно-курортное лечение подходит только для детей с легким и среднетяжелым течением бронхиальной астмы в межприступный период заболевания.

Популярным курортом Северного Кавказа является Кисловодск, расположенный в предгорьях Кавказского хребта. Значительная ионизация воздуха, умеренная его влажность, солнечная радиация, а также снижение содержания кислорода в воздухе и низкий уровень аллергенов в окружающей среде позволяют достичь стойкой клинической ремиссии бронхиальной астмы.

Назначение воздушных и солнечных ванн, использование бальнеотерапии и грязелечения, применение ингаляций нарзана способствуют нормализации функции внешнего дыхания, улучшению показателей иммунного ответа, повышению резистентности организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды [8].

В Приэльбрусье в условиях больницы, перепрофилированной для лечения больных бронхиальной астмой, климатотерапия состоит в постоянном нахождении детей в горных условиях и использовании методов лечебной физкультуры и физиотерапии.

Имеются данные о благоприятном влиянии на течение бронхиальной астмы у детей лечение в горно-климатическом санатории Дагестана и санаториях, расположенных на побережье Черного моря в районе Анапы [8].

Закреплению результатов противовоспалительной фармакотерапии, особенно у детей с нестойкой ремиссией бронхиальной астмы и склонностью к частым обострениям, способствует проведение реабилитации в условиях местного санатория.

О высокой эффективности спелеотерапии свидетельствуют литературные данные о влиянии воздуха соляных шахт на течение бронхиальной астмы.

Под воздействием этого метода лечения происходит улучшение окислительно-восстановительных процессов, повышение функциональной активности и резервных возможностей кардиореспираторной системы, стимуляция иммунной реактивности и неспецифических факторов защиты, стабилизация механизмов термоадаптации.

Наиболее важным фактором лечебного спелеоклимата является воздействие солевых аэрозолей. Аэрозоли хлористого натрия влияют на выделение жидкости в просвет бронхов, улучшают реологические свойства мокроты.

В процессе спелеотерапии происходит снижение уровня гипоксемии вследствие улучшения бронхиальной проходимости и обогащения крови кислородом. Успешно разрабатывается метод лечения больных бронхиальной астмой в условиях галокамеры, являющейся определенной искусственной «моделью» соляных шахт [6,7,9].

Не последнее место в ряду реабилитационных мероприятий занимает фитотерапия с использованием растений, относящихся к группе лекарственных средств с противовоспалительным, отхаркивающим и спазмолитическим действием: корень солодки, алтей лекарственный, девясил высокий, календула лекарственная, зверобой продырявленный, подорожник большой и другие.

Учитывая особенности психоэмоционального состояния детей, страдающих бронхиальной астмой, разрабатываются современные принципы диагностики и психотерапевтической коррекции нервно-психического статуса больных.

С помощью психолога и психотерапевта удается преодолеть раздражительность и депрессивные состояния, возникающие у детей из-за боязни возврата симптомов заболевания.

При лечении используют методы биологической обратной связи, индивидуальной, семейной и групповой психологии, релаксационную терапию.

Литература

1. Балаболкин И.И., Каганов С.Ю., Геппе Н.А. и др. Ступенчатый подход к базисному лечению бронхиальной астмы. М., 1998.

2. Сапарова Л.Т., Уразова С.Н., Розенсон Р.И. Современные способы реабилитации детей, больных бронхиальной астмой. НЦПиДХ – I (V) Съезд детских врачей Республики Казахстан. 2001, № 131.

3. Черток Е.Д., Щербакова С.В. и др. Реабилитация детей с бронхиальной астмой в условиях городского детского пульмонологического центра. 12-й Национальный конгресс по болезням органов дыхания. М., 2002, № 111.

4. Шавкина М.И., Ревякина В.А. и др. Адаптивные танцы в системе реабилитации детей, больных бронхиальной астмой. 12-й Национальный конгресс по болезням органов дыхания. М., 2002, № 114.

5. Ширяева И.С., Хан М.А. Вибромассаж грудной клетки в комплексной терапии хронических бронхолегочных заболеваний. Вопр. охр. мат. и дет. 1987, № 2, с. 26-30.

6. Стационарзамещающая система реабилитационных мероприятий при бронхиальной астме у детей в условиях центра восстановительного лечения, ее медицинская и экономическая эффективность. Акушерство в России. 2003, № 9, с. 18.

7. Почивалов А.В., Платонова В.А., Погорелова Е.И. и др. Эффективность реабилитационных мероприятий у детей с аллергическими заболеваниями. «Медицинская реабилитация в медицине». Сб. научных трудов. Воронеж, 2002.

8. Балаболкин И.И. Бронхиальная астма у детей. М., «Медицина», 2003.

9. Захарова Л.С., Иванова Н.Л. Комплексная реабилитация детей младшего школьного возраста с бронхиальной астмой средствами физической культуры специальной направленности. Физическая культура. Научно-методический журнал. 1998, № 2, с. 53-55.